Управление браузером Размер шрифта: A | A | A

Методическая разработка урока с использованием технологии критического мышления

Учитель начальных классов,
Веретельникова Елена Борисовна,
высшая квалификационная категория

Тема урока: «Болото и его обитатели», 3 класс
Приемы: «зигзаг-2», «верите ли вы», «кластер».

Цель урока:
Создать условия для развития критического мышления с использованием приемов: «зигзаг», «верите ли вы», «кластер».

Задачи урока:
1) Анализировать имеющиеся у учащихся знания по данной теме.
2) Создание условий для получения учащимися новых знаний через    самостоятельную работу и работу в группах.
3) Развитие речи и навыков чтения.
4) Развитие умения анализировать научный текст.
5) Развитие творческих способностей.
6) Развитие коммуникативной культуры учащихся.

Литература:
А.А. Вахрушев, «Обитатели Земли», ООО «Баласс», 2004;
«Окружающий мир» (методическое пособие), О.А. Тимофеева, ООО «Баласс», 2004;

Описание приемов

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становят­ся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Про­ведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы по­очередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как экс­перты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фраг­менты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

Прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт.

Кластеры, т.е. рисуночные формы. Суть этого приёма в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от неё фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

 


Урок - игра
"Путешествие в здравляндию"


Урок - игра
"Путешествие в здравляндию"


Новогоднее поздравление

Ход урока:
1) Стадия вызова.

Загадка:
Все обходят это место,
Здесь земле как будто тесно,
Здесь осока, кочки, мхи,
Нет опоры для ноги.

Для вызова интереса к уже полученным знаниям по теме и активизации учащихся используется прием: «Верные и неверные высказывания». Ученики в группах обсуждают высказывания. Предположения групп выносятся на доску.

Высказывание

До чтения
текста

После чтения

1

Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место. Это связывали с нечистой силой.

 

 

2

Деревья на болоте чахлые, низкорослые.

 

 

3

Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения.

 

 

4

На болотах встречается растение-хищник.

 

 

5

Мох-сфагнум обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду.

 

 

6

Птицы болот имеют короткие ноги, для того чтобы удобнее ходить по болоту.

 

 

7

Иногда на болота заходят зайцы, лоси, кабаны.

 

 

Текст для чтения в группах.
Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения, отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками - вспыхи­вает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает.
Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, берёза, сосна. Так как слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыха­ются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих ус­ловиях не могут.
Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них рас­тут водные растения: ряска, стрелолист, элодея, кувшинки, ирисы-касатки, камыш, рогоз и другие.
На болотах растёт множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны.
Особо нужно выделить попадающийся только на болотах не­обыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка - насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ - их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насеко­мых, которыми питается.
Один из самых интересных болотных обитателей - мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впи­тывать в себя лишнюю воду. Всего 10 г мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Ещё одно свойство сфагнума - ле­чебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты.
В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, стрекозы, жуки-плавунцы.
Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные живот­ные, так как для них в болотах много пищи.
Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы - для того, чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают. Кулик и чибис питаются на­секомыми; аист, журавль, цапля - головастиками, лягушками, маль­ками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений.
Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними.

2) Смысловая стадия.
Используется прием «зигзаг-2».
Ученики читают текст, отмечают главное, выделяют новое. Затем ученики расходятся по группам, в соответствии с цветом кружочка на своем листочке с текстом.
Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный план.
1гр. – Что за огни пугали ночью людей на болоте?
2гр. – кластер «Почему деревья на болоте чахлые и низкорослые?»
3гр. – Водные и ягодные растения на болоте.
4гр. – Чем удивительна росянка и мох-сфагнум?
5гр. -  Птицы и насекомые болот.

3) Стадия рефлексии.
Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя свой опорный план.
Возврат к «верным – неверным высказываниям».
Ученики обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно, или неверно данное высказывание.

Статья готовится к публикации в «Учительский журнал»

e-mail: [email protected]