Ход урока: 1) Стадия вызова. Загадка: Все обходят это место, Здесь земле как будто тесно, Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. Для вызова интереса к уже полученным знаниям по теме и активизации учащихся используется прием: «Верные и неверные высказывания». Ученики в группах обсуждают высказывания. Предположения групп выносятся на доску. № | Высказывание | До чтения текста | После чтения | 1 | Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место. Это связывали с нечистой силой. | | | 2 | Деревья на болоте чахлые, низкорослые. | | | 3 | Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения. | | | 4 | На болотах встречается растение-хищник. | | | 5 | Мох-сфагнум обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. | | | 6 | Птицы болот имеют короткие ноги, для того чтобы удобнее ходить по болоту. | | | 7 | Иногда на болота заходят зайцы, лоси, кабаны. | | |
Текст для чтения в группах. Болота издавна пугали людей, особенно по ночам, когда на болоте появляются огни, которые перебегают с места на место, пропадают, вновь появляются. Это связывали с нечистой силой. А суть в том, что растения, отмирая, при гниении в сырой почве и воде выделяют газ порциями. Выходит газ пузырьками - вспыхивает и гаснет, создавая впечатление, что он перебегает. Деревья на болотах чахлые, низкорослые, мало видов: ольха, берёза, сосна. Так как слишком много влаги, многие минеральные вещества вымываются, корни растений в воде вымокают, задыхаются без воздуха, поэтому создать надёжную опору они в этих условиях не могут. Во многих местах на болотах есть озерца воды, и в них растут водные растения: ряска, стрелолист, элодея, кувшинки, ирисы-касатки, камыш, рогоз и другие. На болотах растёт множество ягодных растений: клюква, черника, голубика, морошка. Они съедобны и очень полезны. Особо нужно выделить попадающийся только на болотах необыкновенный вид растений-хищников, питающихся кроме водных растворов, минеральных веществ, насекомыми. Например, росянка - насекомоядное растение. В воде болот мало нужных веществ - их вымывает и уносит вода. Вот росянка и «добирает» их из насекомых, которыми питается. Один из самых интересных болотных обитателей - мох-сфагнум. Это растение обладает удивительной способностью впитывать в себя лишнюю воду. Всего 10 г мха (спичечный коробок) может «выпить» стакан воды. Ещё одно свойство сфагнума - лечебное. Это растение может убивать микробы. Высушенный мох использовался вместо бинтов и ваты. В болотах много насекомых: комары, мошки, водомерки, стрекозы, жуки-плавунцы. Насекомыми питаются ужи, лягушки, земноводные животные, так как для них в болотах много пищи. Птицы болот: аист, журавли, цапля, кулик, чибис. Что общего во внешнем виде птиц? У всех длинные ноги, чтобы удобнее ходить по болоту, хорошие длинные клювы - для того, чтобы доставать пищу из воды, все они хорошо летают. Кулик и чибис питаются насекомыми; аист, журавль, цапля - головастиками, лягушками, мальками, крупными насекомыми, ягодами болотных растений. Иногда на болота заходят зайцы, олени, кабаны, а за ними и волки. На болотных островах могут жить лоси. Лоси любят водоросли, даже ныряют в воду за ними. 2) Смысловая стадия. Используется прием «зигзаг-2». Ученики читают текст, отмечают главное, выделяют новое. Затем ученики расходятся по группам, в соответствии с цветом кружочка на своем листочке с текстом. Ученики работают в новой группе, обсуждают текст, составляют опорный план. 1гр. – Что за огни пугали ночью людей на болоте? 2гр. – кластер «Почему деревья на болоте чахлые и низкорослые?» 3гр. – Водные и ягодные растения на болоте. 4гр. – Чем удивительна росянка и мох-сфагнум? 5гр. - Птицы и насекомые болот.
3) Стадия рефлексии. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя свой опорный план. Возврат к «верным – неверным высказываниям». Ученики обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно, или неверно данное высказывание. Статья готовится к публикации в «Учительский журнал» e-mail: [email protected] |