| Детское чтение Проблемы чтения: - для 98 % младших школьников чтение не является желанной деятельностью ; - менее 15 % считают чтение необходимой деятельностью культурного человека; - ограниченный выбор книг: более 50 % читают только приключенческую книгу и фантастику. Причины такого явления: 1. Потеряны исконные российские традиции (семейное чтение, престиж чтения как черта образованного человека, знание новинок литературы). 2.Современная эпоха информационных технологий породила особый тип культуры, в которой аудиовизуальные средства информации подчиняют себе текст. 3. Это изменяет отношение к литературному языку и литературному чтению: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «обгрызанный», «спрессованный» сленговый язык общения. 4. Опасность «технизации» языка, при которой его функция стала ограничиваться передачей информации, ученые установили еще в середине ХIХ века. О подобных явлениях, появляющихся в связи с изменением социальной ситуации, писал еще А. Герцен.5. Литература изучается дидактически, а не как искусство слова.(«Человек не говорит, а плюется словами» Д.Лихачев). 6. Меняется национальный состав школы, снижаются требования к результатам обучения, усиливается первоочерёдность изучения иностранных языков. Я.А.Коменский: «Книга – первейший инструмент культуры природных дарований. Ничто более, чем они, не поддерживает жизнь памяти и ума. Не почитать их – значит не почитать мудрость…». Т. Маколей (английский историк, политический деятель): «Чтение дает человеку содержание, беседа – ловкость, письмо – точность. Человеку, который мало читает, нужно много ловкости, чтобы казалось, что он знает то, чего он не знает». М. Фриш (швейцарский писатель): «Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью других». В семьях, где сохраняются традиции чтения, где книги передаются от поколения к поколению, где младшим читают книги вслух не от случая к случаю, а ежедневно, дети вырастают интеллектуально развитыми и, что главное, возникает душевное взаимопонимание между родителями и детьми. Помочь родителям младших школьников сориентироваться в детском литературном чтении поможет МариэттаЧудакова в своих книгах «Не для взрослых. Время читать!» (в трёх книгах) .- Москва: 2009,2010,2011«Время».
«Три закона чтения. Первый: Нет книг, которые читать рано. Второй: Есть книги, которые читать - поздно. Третий: Именно в отрочестве(7-15лет) надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить – и после этого отказаться от всякой чепухи, которой сейчас везде навалом». Список книг, рекомендованных для чтения в 1 – 2 классах Список книг, рекомендованных для чтения в 2 - 3 классах Список книг, рекомендованных для чтения в 4 классе Серьёзное чтение Книги для девочек |