Управление браузером Размер шрифта: A | A | A

Материалы к урокам "Детское чтение"

 

Андреева Светлана Павловна,
учитель начальных классов.
Образование высшее, высшая квалификационная категория

 

Детское чтение

Проблемы чтения:
 - для 98 % младших школьников  чтение не является желанной деятельностью ;
- менее 15 % считают чтение необходимой деятельностью культурного человека;
- ограниченный выбор книг: более 50 % читают только приключенческую книгу и фантастику.

Причины такого явления:

1. Потеряны исконные российские традиции (семейное чтение, престиж чтения как черта образованного человека, знание новинок литературы).
2.Современная эпоха информационных технологий породила особый тип культуры, в которой аудиовизуальные средства информации подчиняют себе текст.
3. Это изменяет отношение к литературному языку и литературному чтению: в условиях работы в Интернете и на компьютере используется упрощенный, «обгрызанный», «спрессованный» сленговый язык общения.
4.  Опасность «технизации» языка, при которой его функция стала ограничиваться передачей информации, ученые установили еще в середине ХIХ века.  О подобных явлениях, появляющихся в связи с изменением социальной ситуации, писал еще А. Герцен.

5. Литература изучается дидактически, а не как искусство слова.(«Человек не говорит, а плюется словами» Д.Лихачев).
6.  Меняется национальный состав школы, снижаются требования к результатам обучения, усиливается первоочерёдность  изучения иностранных языков.

Я.А.Коменский: «Книга – первейший инструмент культуры природных дарований. Ничто более, чем они, не поддерживает жизнь памяти и ума. Не почитать их – значит не почитать мудрость…».
Т. Маколей (английский историк, политический деятель): «Чтение дает человеку содержание, беседа – ловкость, письмо – точность. Человеку, который мало читает, нужно много ловкости, чтобы казалось, что он знает то, чего он не знает».
М. Фриш (швейцарский писатель): «Искусство читать – это искусство мыслить с некоторой помощью других».

  В семьях, где сохраняются традиции чтения, где книги передаются от поколения  к поколению, где младшим читают книги вслух не от случая к случаю, а ежедневно, дети вырастают интеллектуально развитыми и, что главное, возникает душевное взаимопонимание между родителями и детьми.
Помочь родителям младших школьников сориентироваться в детском литературном чтении поможет МариэттаЧудакова в своих книгах «Не для взрослых. Время читать!» (в трёх книгах) .- Москва: 2009,2010,2011«Время».

 «Три закона чтения.

Первый:
Нет книг, которые читать рано.

Второй:
Есть книги, которые читать -  поздно.

Третий:
Именно в отрочестве(7-15лет) надо составить список книг, которые в жизни надо обязательно успеть прочесть. Составить – и после этого отказаться от всякой чепухи, которой сейчас везде навалом».

Список книг, рекомендованных для чтения  в 1 – 2  классах

Список книг, рекомендованных для чтения  в 2 - 3 классах

Список книг, рекомендованных для чтения  в  4  классе

Серьёзное чтение

Книги для девочек