1 | Adagio (адажио) (итал. –медленно, спокойно, не спеша) | в уроке классического танца у станка и на середине – танцевальная композиция, состоящая из плавных движений, устойчивых поз, поворотов вращений. В adagio вырабатывается устойчивость, координация, сила и гармония движений. |
2 | Battement tendu (батман тандю) | одно из основных движений классического танца, которое характеризуется скользящим отведением и приведением выворотной ноги из первой, второй и четвертой позиции. Отвести ногу в сторону, слегка надавливая на пол пяткой работающей ноги, как бы проглаживая его. Достигнув предельной точки второй позиции ног, старайтесь как можно выше поднять пятку от пола и выдвинуть ее вперед, а пальцы ног слегка оттянуть назад. Обратить внимание на следующее:- Мышцы ноги и колено напряжены;
- Вся нога выворотна от паха;
- Нельзя упираться пальцами в пол и подшибать их.
|
3 | Battements sur le cou-de-pied (сюр ле ку де пье) (на щиколотке, обхватное). | - Вперед – положение ноги на щиколотке другой ноги, причем ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами носком охватывает эту щиколотку.
- Назад – подъем и пальцы ног в том же положении, но пятка примкнута к щиколотке сзади. При постановки ноги sur le cou-de-pied, нужно следить, чтобы нога не принимала скрюченного положения.
В условное sur le cou-de-pied нога, согнутая в колене, с вытянутым подъемом и пальцами прикасается кончиком большого пальца выше лодыжки опорной ноги. Пятка и икроножная мышца выдвигаются вперед, бедро и колено выворотно. Корпус прямой. |
4 | Battement developpes – (батман девлоппэ) – развертывать. | Из V позиции ногу с вытянутым подъемом и пальцами поднять в положение sur le cou-de-pied зафиксировать, а затем медленно провести по передней части опорной ноги до колена, при этом пятка сильно выдвигается вперед, а бедро и колено отводятся по линии плеча в сторону (до подколенной мышцы). Мышцы талии сокращаются. Затем, слегка приподняв колено вверх, откройте ногу во вторую позицию на 900. При открывании ноги в сторону следите, что колено работающей ноги не опускалось и нога сохраняла вытянутость и выворотность. Зафиксируйте высоту. Опорная нога должна быть выворотной, мышцы бедра подтянуты вверх, тазобедренная часть корпуса должна быть ровной и неподвижной. Опускать ногу надо сдержанно, с вытянутым подъемом и пальцами, сначала на носок, затем спокойно придвиньте ногу скользящим движением в исходное положение. При исполнении battement developpes назад нога, дойдя до колена опорной ноги, отводится назад и фиксирует высоту. Подтянутый корпус слегка наклоняется вперед. Работающая нога медленно опускается. Корпус выпрямляется одновременно с возвращением ноги в исходное положение. |
5 | Battement tendu jete – (батман тандю жете). | При исполнении этого движения, скользнув по полу, ногу выбрасывайте в воздух на 450 вперед, в сторону или назад, при этом не следует поднимать чрезмерно верхнюю часть ноги (бедро). Затем, не останавливаясь на крайней точке, ногу проведите через первую или пятую позиции и продолжайте движение. Обращайте внимание на следующее: - При движении вперед каждый раз, когда нога проходит через V позицию, носок должен тщательно соприкасаться с пяткой другой ноги;
- При движении в сторону должна сохраняться выворотность действующей ноги;
- При движении назад нога должна идти так, чтобы ее спереди не было видно и чтобы колено не сгибалось.
|
6 | Grand battement jete – (гранд батман тандю). | Исполняется как battement tendu jete, но нога продолжает движение и выбрасывается толчком на высоту 900. При этом корпус вытянут и не должен производить никаких движений, только при исполнении grand battement jete назад рекомендуется корпус наклонять слегка вперед. |
7 | Battement frappe – (батман фраппе). | Исходное положение для этого движения : I, III и V позиции ног. Из исходного положения правой ноги – на II позиции, с вытянутыми пальцами. Правой ногой ударить левую sur le cou-de-pied вперед и затем резко верните ее на II позицию, проскальзывая вытянутым носком по полу. При этом бедро работающей ноги сохраняет выворотное положение и неподвижно. При исполнении battement frappe назад, нога не ударяет sur le cou-de-pied, а проходит сзади щиколотки. |
8 | Battement fondu – (батман фондю). | Из I позиции сделайте preparation, то есть откройте ногу скользящим движением в сторону II позиции. Затем, приподняв слегка носок от пола, упругим движением, сгибая ногу в колене, приблизьте стопу с вытянутым подъемом и пальцами к щиколотке опорной ноги впереди над лодыжкой, левой ногой сделайте одновременно demi plie, соблюдая выворотность бедра и колена. Плавно выпрямляя колено опорной ноги, одновременно вытяните работающую в сторону в пол. Затем движение повторите, приводя уже на sur le cou-de-pied сзади опорной ноги. При исполнении движения необходимо выполнять следующее: - Приседание на опорной ноге и сгибание работающей должны происходить одновременно;
- Должны одновременно выпрямляться опорная нога и вытягиваться работающая;
- Колено опорной ноги проецируется на среднюю линию стопы;
- Корпус находится в спокойном состоянии, поясница «схвачена» (напряжена).
|
9 | Болеро | испанский народный танец, его выразительный ритм подчеркивается стуком кастаньет, щелканьем пальцев. |
10 | Выворотность | способность танцовщика к свободному развертыванию ног наружу от бедра до кончиков пальцев. Может быть врожденной или приобретенной путем длительных упражнений. |
11 | Jete – (жете) (от jeter – бросать, кидать) | - Термин, обозначающий резкий характер исполнения battements, rond de jambe и других движений;
- Группа прыжковых движений с одной ноги на другую.
|
12 | Croisee (от croiser – скрещивать) | поза классического танца, бывает вперед и назад и выполняется следующим образом. - Croisee вперед: встать на левую ногу, правую открыть вперед с вытянутыми пальцами, корпус поверните в передний левый угол класса, а голову направо. Таким образом получается скрещивание ног. Левая рука должна находится наверху, а правая – отведена в сторону. Это основное положение croisee вперед.
- Croisee назад: встаньте на правую ногу с тем же поворотом корпуса и головы, левая нога с вытянутыми пальцами – сзади. Поднимите вверх ту же руку, что и отведенная нога, т.е. левая рука наверх, правая в сторону, голова направо.
|
13 | Effacee (от effacer – сглаживать) | поза классического танца, бывает вперед и назад и выполняется следующим образом: - Effacee вперед: встаньте на левую ногу, правую откройте вперед с вытянутыми пальцами, корпус поверните в передний правый угол класса. Голову поверните налево, левую руку поднимите вверх, правая открыта в сторону, а корпус наклонен назад.
- Effacee назад: встаньте на правую ногу, левая - с вытянутыми пальцами назад, направленная носком в левый задний угол класса. Голова, руки и корпус расположены в том же направлении, что и effacee вперед. Но корпус немного наклонен вперед.
|
14 | Pas (па) | шаг. |
15 | Par terre (на земле) | термин, указывающий на то, что движение одной или обеими ногами исполняется на полу. |
16 | Passe (пассе) (от passer – проводить, проходить) | путь работающей ноги при переходе из позы в позу. |
17 | Пируэт –(pirouette) - tour (тур) (оборот, поворот) | оборот тела на 360 на полу (пируэт) или в воздухе (воздушный тур - tour en lair) |
18 | Tours chaines (тур шене) (от tour - поворот, chaine - цепочка) | -следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу (на полупальцах или пальцах) с продвижением в сторону, вперед или назад. |
19 | Хореография | -первоначально этот термин обозначал запись танца, затем под ним стали понимать искусство сочинять танцы и балеты, а в конце XIX - начале XX веков - танцевальное искусство в целом. |
20 | Экзерсис (exercice - упражнение) | упражнения у станка и на середине зала, необходимые для усвоения и совершенствования танцевальной техники. |